Написать учителю

Чтобы стать не только читателем, но и писателем блога, напишите мне свои фамилию и имя в письме, вышлю вам приглашение.

Классный руководитель

Классный руководитель: Плахотник Лариса Юрьевна

четверг, 7 апреля 2011 г.

Неправильные правила. Учимся играя!

У маленьких детей чаще всего наглядно-образное мышление. И слова из словаря запомнить механически очень не легко. Но запомнить их нужно. Надо искать выход. Здесь на помощь придет "ассоциативный словарик". Слова запоминаются не механически,а через ассоциации. Можно придумать смешные истории, используя похожие по созвучию слова, в которых нужная буква стоит под ударением. Например, пальто-палка: пальто дерется палкой. Лучше всего еще и картинку смешную нарисовать к этому предложению, что бы не только ассоциация, но и образ запомнился.

Но! Это не проверочные слова, называть их так ошибочно, это ассоциации или слова-напоминалки

Подробнее в посте. 

Инна ТКАЧЕНКО,
учитель начальной школы г. Колпашева, Томская обл.
 

Неправильные правила

С методикой работы со словарными словами, о которой хочу рассказать, я познакомилась в книге В.Агафонова «Неправильные правила, или Как запомнить словарные слова». Работа эта очень увлекла меня и моих учеников 2-го класса и уже дает свои положительные результаты.
Для тех, кому не удалось познакомиться с этой книгой, позволю себе кратко изложить данную методику словами ее автора: «Не секрет, что заучивание словарных слов представляет для детей особую трудность. Правил для их написания просто не существует. Проверить их родственными словами не получается.
Память у учащихся начальной школы очень яркая и образная. Воспользуемся этим и придумаем для словарных слов свои правила – «неправильные».
Сделаем это при помощи ассоциаций, и тогда эмоционально-образная память ребенка активно заработает. Свяжем наше слово с другим, обыграем ассоциативную связь в стихотворении, сказке, загадке или шараде, и у словарного слова появится «приемный родственник», который поможет точно запомнить нужную орфограмму.
Чем такая связь между словами неожиданней, смешней и абсурдней, тем выше эффективность запоминания. Эту связь могут усилить рифма, ритм стихотворения и дополнительные ассоциативные «ниточки», которые протягиваются от образа к образу и от слова к слову. А еще – будем нагнетать нужную букву в текст правила, «насытим» его этой буквой.
Вот только «приемных родственников» нельзя путать с настоящими родственными словами. Да их и не спутать, уж слишком далеки они по смыслу.
Правило заучивать наизусть не нужно. Достаточно прочесть его несколько раз. Если память в первый раз дала сбой, подскажите ребенку, но не букву, а сюжет или образ – и в следующий раз сбоя не будет».
Поскольку в книгу вошло всего около сорока словарных слов с «неправильными правилами», то возникла необходимость в сочинении подобных правил к другим словам. Так мои ученики активно перешли к их сочинению.
Некоторые из придуманных ими правил хочу предложить вашему вниманию.
Я считаю, что готовые «неправильные правила» нужны только для того, чтобы ученики поняли закономерность, суть их образования. Детям интересен и увлекателен именно сам процесс их сочинения, а вся эта работа в целом дает качественный результат изучения словарных слов. 

Мороз

Жил-был Дед Мороз. Он всегда забывал, как пишется слово мороз.
Наступил декабрь, канун Нового года. Дед Мороз срубил красивую елочку, взял мешок с подарками и отправился в школу на праздник.
Пришел к ребятишкам. Они его окружили и начали весело кричать: «Дед Мороз, красный нос!» Хватился Дед Мороз за нос да и запомнил, что слово мороз, как и слово нос, пишется с буквой о.
С тех пор и посылки детям правильно подписывает – «Дед Мороз».
Митя ИСАЕВ

Воробей

Под крышей дома жил воробей. А во дворе дома – пес Шарик. И вот повадился воробей таскать у Шарика из миски хлеб. Подкрадывается к нему и ждет, когда Шарик отвернется, схватит кусочек хлеба и – лететь. А Шарик с лаем: «Держите вора! Ловите вора!» – бежит за воробьем. А воробей преспокойненько устраивается под крышей и клюет свою горбушку.
Дима ВЫГУЗОВ

Одежда

Жила-была обувь. Ей очень хотелось иметь друзей. И вот как-то раз обувь встретила одежду. Одежда сказала ей: «Давай дружить, а то у меня нет проверочного слова. Если мы не будем дружить, то ребята никогда не запомнят, как правильно пишется слово одежда». И обувь согласилась. С тех пор обувь никогда не расставалась с одеждой.
Олеся КУЧЕРЯВЕНКО

Воробей

Жил-был воробей. Был он маленький и неловкий. Однажды устроили воробьи соревнование – кто быстрее? Маленький воробушек все время проигрывал своим сверстникам. Понаблюдал за их соревнованиями воздух и предложил воробьишке свою помощь. На другой день воздух помог воробушку выиграть соревнования. С тех пор воздух и воробьишка стали большими друзьями. Даже пишутся оба с буквой о. А воробей с тех пор возмужал, стал большим и ловким. И уже сам выигрывает соревнования.
Саша КРЕТЦИНГЕР

Пальто

Бежало слово пальто, запнулось и рассыпалось на отдельные буквы. Ветер подул и сложил эти буквы в слово лапоть. Прибегает пальто домой, а его никто не узнает, ведь оно теперь лапоть. Пальто доказывает, что оно пальто, а ему говорят: «Нет, ты лапоть». Рассказало тогда пальто, как оно запнулось и рассыпалось. И догадались домашние, что с ним случилось. Стали они собирать его по буквам и сказали: «Вот теперь ты пальто».
Валерия ГАВРИЛЕНКОВА


Еще почитайте здесь  и здесь

0 коммент.:

Отправить комментарий